ZuboLom.ru

Теория спроса и предложения

Закон спроса: Между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость.


кривая спроса

Отрицательный наклон кривой спроса объясняется тремя эффектами:

  1. Эффект роста выгоды. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, что приводит к большей выгоде покупателя.
  2. Эффект дохода. Сниженная цена позволяет приобрести прежний товар в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.
  3. Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их цены не меняются. Поэтому, замещая другие товары подешевевшими, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект.


Движение кривой спроса внутри осей координат осуществляется под влиянием неценовых факторов:

  • изменение в денежных доходах населения;
  • изменение в структуре населения;
  • изменение цен на товары-заменители;
  • изменение потребительских предпочтений под воздействием моды и рекламы.


Предложение - это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

В предложении выделяются 5 групп товаров и услуг:

  1. Сырье;
  2. Товары производственного назначения;
  3. Труд;
  4. Капитал;
  5. Товары потребительского назначения:
    • изделия длительного пользования;
    • изделия краткосрочного пользования;
    • услуги: кафе, рестораны, туризм, бытовые услуги.



Закон предложения: Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен.

График кривой предложения:

кривая предложения


Прямая зависимость. Кривая предложения имеет положительный наклон.


Смещение кривой предложения в положение S1 или S2 осуществляется под воздействием неценовых факторов:

  • цены на ресурсы;
  • уровень технологий и производства;
  • налоги и дотации;
  • цены на взаимозаменяемые товары;
  • ожидание продавцов на динамику спроса, цен, дохода;
  • число продавцов.

  • На динамику предложения влияют следующие факторы:

    • выручка предпринимателя от реализации товаров (равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж);
    • экономическая конъюнктура;
    • уровень конкуренции;
    • налоговая политика государства;
    • торговля.