ZuboLom.ru

Сущность и функции рынка и его структур. Инфраструктура рынка

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовый сигналов.

В рыночной экономике действуют три субъекта:

  1. Домохозяйство, функционирующее в потребительской сфере экономики;
  2. Бизнес или предпринимательство - это предприятия, функционирующие с целью получения прибыли;
  3. Правительство (государство) представлено различными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.


Взаимодействие этих субъектов осуществляется через рыночный механизм, который представляет собой спрос и предложение, цены и конкуренцию.


Условия возникновения рынка:

  1. Общественное разделение труда;
  2. Экономическое обособление производителей;
  3. Самостоятельность производителя, свободы предпринимательства.


Функции рынка:

  1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров и услуг, которые поступают на рынок.
  2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Только рынок позволяет сделать это и определить взаимную выгоду отношений.
  3. Ценообразующая. Поступившие на рынок товары одинакового назначения содержат не одинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок признает только затраты, которые согласен оплатить покупатель.
  4. Санирующая. Жесткая конкуренция на рынке очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Он оставляет лишь эффективно-предприимчивых, что повышает уровень производства и эффективность отношений между покупателем и продавцом.
  5. Регулирующая. Самая важная функция, связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Воздействие оказываются рыночным механизмом.


Рыночная конъюнктура - это временная ситуация, характеризующая состояние производства и потребления в определенный период времени.

Основные показатели конъюнктуры:

  • динамика производства и строительства;
  • величина товарных запасов;
  • движение цен, процента курса ценных бумаг;
  • изменение в уровне прибыли, зарплаты и издержек производства;
  • соотношение между численностью занятых и безработных.


Факторы увеличения рыночной конъюнктуры:

  • регулирование масштабов инвестиций;
  • изменение условий и масштабов государственных заказов;
  • пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;
  • регулирование величины денежных сбережений населения.


Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов, специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка.

Рынок труда и услуг - это товарная биржа, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, магазины, выставки, рекламные агентства, посреднические компании, сервисные службы.

Рынок капиталов - состоит из двух частей: кредитного рынка и рынка ценных бумаг.

Кредитный рынок - это банки, страховые компании, инвестиционные компании, различные фонды.

Рынок ценных бумаг - это фондовые биржи.

Рынок труда - это биржа труда, бюро по трудоустройству, бюро занятости.