ZuboLom.ru

Порядок регистрации коммерческого банка

В Украине коммерческие банки создаются по разрешению НБУ путем внесения соответствующей записи в госреестр банков.

В соответствии со статьей 12 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" 2002 года, юридические лица без их регистрации в НБУ и получения банковской лицензии не имеют права использовать в своих наименованиях термин "Банк" и производные от него словосочетания. Запрещается также использование в наименовании банка слов: "Украина", "Центральный", "Национальный", "Государственный" без разрешения НБУ.

Учредителями, акционерами банка могут быть отечественные и иностранные юридические и физические лица за исключением религиозных организаций, объединений граждан, военнослужащих, должностных лиц органов суда, прокуратуры, госбезопасности, внутренних дел, Госарбитража, а также должностных лиц органов государственной власти и управления.

Уставный капитал банка, независимо от организационно-правовой формы деятельности, формируется за счет собственных средств учредителей и только в денежной форме. Запрещается использование для формирования уставного капитала бюджетных средств за исключением государственных банков, уставный капитал которых формируется за счет расходов бюджета.

Взносы для формирования уставного капитала резиденты осуществляют исключительно в гривнах, а нерезиденты - в гривнах или иностранной валюте.

Размер уставного капитала определяется учредителями банка, но не может быть меньше законодательно утвержденного НБУ.

В соответствии со ст. 31 минимальный размер уставного капитала на момент регистрации не может быть меньше:

  • € 1 млн. - для местных кооперативных банков;
  • € 3 млн. - для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории одной области;
  • € 5 млн. - для коммерческих банков, которые осуществляют свою деятельность на территории всей Украины.

Для формирования уставного капитала в территориальном управлении НБУ по месту создания коммерческого банка представляется пакет документов, а также открывается накопительный счет, на который каждый участник должен внести свою часть уставного капитала.

Документы, которые необходимо представить для регистрации банка:

  1. заявление о регистрации банка;
  2. учредительный договор (кроме государственных и кооперативных банков);
  3. устав банка;
  4. бизнес-план;
  5. информация о финансовом состоянии учредителей;
  6. бухгалтерская и финансовая отчетность участников;
  7. сведения о количественном составе органов управления и контроля банка;
  8. копия платежного документа о внесении платы за регистрацию;
  9. сведения о профессиональной пригодности и деловой репутации руководящих лиц банка;
  10. нотариально заверенные копии уставных документов участников банка;
  11. документ, который свидетельствует о наличии помещения для размещения банка и др.

Этот пакет документов передается на рассмотрение в территориальное управление НБУ. Документы рассматриваются и, в случае принятия положительного решения, банк проходит государственную регистрацию. После этого денежные средства с накопительного счета перечисляются на открытый вновь созданному банку корреспондентский счет в НБУ.

В случае отказа в регистрации банка средства, аккумулированные на накопительном счете, возвращаются их владельцам.

Коммерческие банки могут создавать на территории Украины свои филиалы и представительства.

Филиалы и представительства банка являются его подразделениями, которые расположены за пределами банка и функционируют на основании положений.

Представительства банка полностью финансируются главным банком, действуют от его имени, не имеют права выполнять банковские операции.

Филиалы выполняют банковские операции на основании разрешения главного банка. При этом банк может открыть филиал на отдельный баланс, а может отображать его операции в собственном балансе.

Все банковские учреждения обязаны сообщать НБУ сведения о внесении изменений и дополнений в учредительные документы.