ZuboLom.ru

Текущие и другие счета клиентов, порядок их открытия и режим операций по ним

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетов, кассовых операций для юридических и физических лиц банки открывают своим клиентам счета в соответствии с инструкцией НБУ "Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте".

В банковской практике используются следующие виды счетов:

  1. текущие;
  2. текущие бюджетные;
  3. депозитные.

Текущие счета открывают предприятиям всех форм собственности, а также их подразделениям для хранения денежных средств и осуществления всех видов операций по этим счетам в соответствии с действующим законодательством Украины.

Текущие бюджетные счета открывают предприятиям и их подразделениям, которым выдаются средства из государственного или местного бюджета для целевого использования.

Депозитные счета открывают предприятиям на основании заключенного депозитного договора между владельцем счета и банком на определенный в договоре срок. Средства на депозитных счетах перечисляются с текущего счета и после окончания срока хранения возвращаются на текущий счет.

Проценты по депозитным счетам могут перечисляться на текущий счет в соответствии с условиями депозитного договора или зачисляются на пополнение депозита (капитализация дохода).

Проведение расчетных операция и выдача наличных денег с депозитного счета запрещается.

Счета для хранения денежных средств и осуществления всех видов банковских операций открываются в любых банках Украины по выбору клиента в случае согласия банка.

В случае открытия или закрытия всех видов счетов учреждение банка обязано сообщить об этом в налоговый орган на протяжении 3 рабочих дней, кроме этого, сообщается в НБУ для включения счета в электронный реестр владельцев счетов.

Клиенты могут открывать два и более текущих счетов в национальной валюте. В этом случае, владелец счета на протяжении 3 рабочих дней определяет один из счетов как основной - на нем учитывается задолженность, которая списывается в безакцептном порядке. Номер этого счета сообщается налоговому органу, в котором клиент учитывается как плательщик налога.

Для открытия текущих и текущих бюджетных счетов предприятие предоставляет в банк пакет документов:

  1. заявление на открытие счета установленного образца за подписью руководителя и главного бухгалтера;
  2. копию свидетельства о государственной регистрации в органах исполнительной власти;
  3. копию зарегистрированного устава, нотариально заверенную;
  4. копию документа, подтверждающего взятие предприятие на налоговый учет;
  5. карточка с образцами подписей лиц, которым, в соответствии с действующим законодательством, предоставлено право распоряжаться счетом и подписывать расчетные документы. В карточку включается образец оттиска печати;
  6. сведения о регистрации в органах пенсионного фонда Украины.

Текущий счет закрывается:

  1. на основании заявления владельца счета;
  2. на основании решения органа, на который законом возложены функции по ликвидации или реорганизации предприятия;
  3. на других основаниях, предусмотренных действующим законодательством Украины.

Важную роль в эффективной организации операций по текущим счетам, когда остатки средств и поступление денег недостаточны для всех платежей в полном объеме, играет очередность платежей.

Очередность платежей - последовательность списания средств с текущего и других счетов при наличии нескольких срочных и просроченных платежей и отсутствия средств для их полного погашения.

До 1998 года действовала предметная очередность платежей. В ее основу положена определенна шкала приоритетности осуществления платежей. С началом перехода к рыночным отношениям установлен порядок, в соответствии с которым все расчеты, включая платежи в бюджет и выплату зарплаты, исполняются в календарной или хронологической очередности поступления расчетных документов. При этом претензии удовлетворяются в той последовательности, в которой поступают в банк расчетные документы независимо от цели платежа. В случае если на текущем счету плательщика недостаточно средств для проведения платежей, они осуществляются в дальнейшем по мере поступления денег на счет. Банк ведет картотеку расчетных документов, неоплаченных в срок.

Все расчетные документы должны быть оформлены соответствующим образом и иметь следующие реквизиты:

  1. название;
  2. номер документа, дата его выписки;
  3. название плательщика и получателя средств, их идентификационные коды, номера счетов в учреждениях банков;
  4. название банков плательщика и получателя, их местонахождение, код;
  5. сумма платежа, его назначение;
  6. подписи, заверенные печатями плательщика и получателя;
  7. сумма НДС.

В настоящее время клиенты могут подавать в банк расчетные документы как в бумажной форме, так и в виде электронного сообщения.

При осуществлении расчетов клиенты могут использовать систему "Клиент-Банк", которая обеспечивает:

  1. передачу сообщений между клиентом и банком в зашифрованном виде;
  2. автоматическое ведение и защиту проколов;
  3. автоматическое архивирование протокола в конце дня.

Юридической основой для вхождения в систему "Клиент-Банк" является договор между клиентом и банком.