ZuboLom.ru

Методика оценки банковских рисков

Методика предназначена для оценки финансового состояния юридических лиц с целью определения их кредитоспособности.

Методика представляет собой сочетание субъективных факторов, которые формируются на основании заполнения анкет, а также объективных данных, которые получают на основании определенной отчетности.

Перед рассмотрением вопроса о кредитовании работники банка должны сформировать общее представление о потенциальном заемщике. Большое значение имеет репутация.

Если заемщик неизвестен, необходимо удостоверится в том, что он заслуживает доверия, является профессионалом и разбирается в финансовых вопросах, а также может представить гарантии своевременного погашения ссуды.

Определение рисков проводится специалистами соответствующих служб банка: службами безопасности, юрисконсультантами, кредитными менеджерами.

При определении риска принимаются во внимание следующие характеристикb заемщика:

  1. Состав учредителей.
    Решения о предоставлении кредита зависит от репутации учредителей заемщика, при этом репутация может быть:
    • очень хорошая - у каждого из учредителей фирмы, которую они возглавляют, являются постоянными клиентами банка, имеют стабильное финансовое положение;
    • хорошая - когда о каждом из учредителей есть положительная информация, более половины основных ими фирм являются клиентами банка, обо всех других фирмах, которые не являются клиентами банка имеется положительная информация;
    • удовлетворительная - учредители не являются клиентами банка, о них имеется неполная информация;
    • плохая - полное отсутствие информации обо вех учредителях заемщика.
  2. Стабильность учредителей. Состояние состава учредителей может быть:
    • очень хорошее - когда в течение текущего и прошлого хозяйственного года состав учредителей не изменялся;
    • удовлетворительное - в течение текущего и прошлого хозяйственного года из состава фирмы вышло 20% учредителей;
    • плохое - в течение текущего и прошлого года из состава фирмы вышло более20% учредителей.
  3. Период функционирования заемщика. При кредитовании преимущество предоставляется предприятиям, которые имеют определенный опыт работы. Чем больше время функционирования заемщика, тем больше вероятность погашения ссуды.
    При этом период функционирования может быть:
    • очень хороший - предприятие функционирует более 5 лет;
    • хороший - 3-5 лет;
    • удовлетворительный - от года до 3 лет;
    • плохой - менее года.
  4. Предъявленный и уплаченный уставный фонд. Банк может заключать кредитный договор только с правоспособным заемщиком.
    Правоспособность заемщика - признанная государством способность юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допущенные законом.
    Правоспособность заемщика возникает с момента регистрации его устава в исполнительных органах власти.
    Проект, который кредитуется, должен отвечать основным направлениям деятельности заемщика, определенным в уставе.
    При этом состояние уставного фонда может быть:
    • хорошим - когда размеры предъявленного и уплаченного уставного фонда совпадают;
    • удовлетворительным - когда размеры предъявленного и уплаченного уставного фонда не совпадают на сумму нематериальных активов.
  5. Срок очередного собрания.
    Необходимо обратить внимание на срок проведения очередного собрания и выборов директора. Изменение руководства Вов время пользования кредитом нежелательно, т.к. возможны изменения политики заемщика и взглядов относительно кредитуемого проекта.
    При этом срок очередного собрания может быть:
    • хорошим - срок очередного собрания не входит в период пользования кредитом;
    • плохим - срок очередного собрания входит в период пользования кредитом.
  6. Место нахождения заемщика.
    Банк осуществляет кредитный мониторинг, в связи с этим желательно, чтобы заемщик и банк находились в одном регионе.
    Местонахождение бывает:
    • хорошим - банк и заемщик находятся в одном населенном пункте;
    • плохим - банк и заемщик находятся в разных населенных пунктах.
  7. Банковские реквизиты заемщика.
    При рассмотрении вопроса о кредитовании преимущество отдается постоянным заемщикам, которые имеют в банке текущие, депозитные и прочие счета.
    В связи этим состояние банковских реквизитов может быть:
    • очень хорошим - кредит предоставляется постоянному заемщику, который находится в банке на комплексном обслуживании более 2 лет;
    • хорошим - постоянный заемщик, находящийся на комплексном обслуживании в банке от года до 2 лет;
    • удовлетворительным - у заемщика открыт в банке один из счетов: текущий или депозитный, либо заемщик находится на комплексном обслуживании незначительное время;
    • плохим - кредит предоставляется клиенту другого банка.
  8. Своевременность и источники погашения предыдущих кредитов.
    Банку необходимо проанализировать источники погашения кредита.
    Кредит может быть погашен за счет прибыли или реализации активов, или других кредитов.
    Погашение может быть:
    • хорошим - кредиты и проценты погашались досрочно и своевременно, для погашении использовались: выручка от реализации продукции, прибыль и другие собственные денежные средства;
    • удовлетворительным - кредиты и проценты погашались с задержкой, ссуды неоднократно были пролонгированы, кроме прибыли привлекались средства от реализации активов;
    • плохим - кредиты погашались с просроченными срокам, кроме указанных выше источников привлекались заемные денежные средства;
    • очень плохим- предприятие имеет задолженность по неуплаченным в срок процентам, нет перспектив погашения ссуды.
  9. Деловая активность заемщика.
    О возрастании деловой активности заемщика свидетельствует увеличение валюты баланса за отчетный период.
    Уменьшение валюты баланса или ее постоянство в течение нескольких лет может свидетельствовать о том, что заемщик либо укрывает свои доходы, либо имеет намерение в ближайшем будущем прекратить свое существование, то значительно увеличивает риск невозвращения ссуды.
    Вывод об изменении валюты баланса можно сделать сравнивая итоги баланса на начало и конец периода.
    При этом изменение валюты баланса может быть:
    • хорошим - подсчитанная разница - положительное число;
    • удовлетворительным - подсчитанная разница равна 0;
    • плохим - подсчитанная разница - отрицательное лицо.
  10. Диверсификация.
    Почти все виды деятельности подвергаются конъюнктурным колебаниям, поэтому предприятия должны как можно больше диверсифицировать свою деятельность.
    Диверсия понижает риск банкротства и повышает конкурентоспособность.
  11. Кадровый потенциал фирмы.
    При предоставлении кредита банку необходимо иметь представление о руководстве заемщика (о директоре и главном бухгалтере): об образовании, предыдущей деятельности, о стаже работы (вообще и в фирме).
    В соответствии с полученными данными кадровый потенциал также диверсифицируется на хороший, удовлетворительный и плохой.

Все рассмотренные показатели вносятся в специальную таблицу, где рассчитывается удельный вес каждого показателя. В результате составляется полная характеристика заемщика и заемщики диверсифицируются на 4 класса:
Класс А - репутация очень хорошая, банк принимает положительное решение о выдаче кредита, может предоставить клиенту определенные льготы.
Класс Б - репутация положительная, кредитование осуществляется на общих условиях.
Класс В - плохая репутация.
Класс Г - репутация крайне неудовлетворительная.

Разные банки проводят разную кредитную политику. Один банк отказывает в кредитовании клиентам с плохой репутацией, другие банки, принимая на себя значительный риск, выдают кредиты на особо жестких условиях: повышенный процент за кредит, привлечение значительного обеспечения.

Льготы: низкая процентная ставка, предоставление бланковых кредитов, предоставление наиболее удобного режима кредитования и другие.