ZuboLom.ru

Правовое, государственное и организационное регулирование аудиторской деятельности в РФ

В настоящее время система регулирования аудиторской деятельности в РФ находится в процессе становления. В основном преобладает государственное регулирование, но появляются и элементы саморегулирования.

К государственным органам, регулирующим аудиторскую деятельность, относится уполномоченный федеральный орган (Министерство Финансов РФ). Кроме него в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности участвуют учебно-методические центры (хотя и не являются государственными органами).


К основным функциям министерства финансов как уполномоченному федеральному органу относятся:

  1. Издание в пределах своей компетентности нормативно-правовых актов, регистрация существующей деятельности;
  2. Организация разработки и представления на утверждения правительству РФ федеральных правил-стандартов аудиторской деятельности;
  3. Организация систем аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ;
  4. Лицензирование аудиторской деятельности;
  5. Аккредитация общественных аудиторских объединений;
  6. Организация системы надзора за соблюдением индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями федеральных правил-стандартов аудиторской деятельности, а также лицензионных требований и условий;
  7. Установление объема и порядка предоставления аудиторской отчетности о своей деятельности;
  8. Ведение государственных реестров аттестованных аудиторов: лицензирование аудиторов и аудиторских органов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров, а также предоставление этой информации всем заинтересованным лицам.


Министерство финансов РФ возложила выполнение данных функций на созданный в нем департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.


Кроме вышеперечисленных, департамент в процессе работы по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности решает следующие задачи:

  1. Отбор уполномоченных вузов и заключение с ними договоров на выполнение функций учебно-методических центров;
  2. Утверждение единых программ квалификационных экзаменов;
  3. Утверждение порядка проведения квалификационных экзаменов;
  4. Утверждение тестов и заданий экзаменационных билетов, составов экзаменационных комиссий;
  5. Рассмотрение и утверждение результатов квалификационных экзаменов;
  6. Принятия решения о выдаче или отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора;
  7. Выдача квалификационных аттестатов, их аннулирование;
  8. Выдача, приостановление и ходатайство в суд об аннулировании лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью.


Для учета мнений участников рынка аудиторских услуг при министерстве финансов РФ организован Совет по аудиторской деятельности. В его состав входят представилети государственных органов, центрального банка, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51% по закону), научных организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг.


Состав членов совета утверждается министерством финансов РФ. В его основные обязанности входит:

  1. Принятие участия в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа (МинФин РФ);
  2. Разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, периодическое их пересматривание и внесение их на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
  3. Рассмотрение обращений и ходатайства аккредитованных профессиональных объединений и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение упомянутым федеральным органом;
  4. Изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, организация подготовки информационных, методических и учебных материалов в этой области.


Саморегулирование аудиторской деятельности осуществляется общественными аудиторскими организациями.

Профессиональные общественные аудиторские объединения, членами которых являются не менее 1 тысячи аттестованных аудиторов, либо не менее 100 аудиторских фирм, могут быть аккредитованы Министерством Финансов РФ.


Аккредитованные аудиторские объединения вправе:

  1. Разрабатывать учебные планы и программы;
  2. Осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  3. Ходатайствовать перед министерством финансов о выдаче или аннулировании квалификационных аттестатов, а также о выдаче, приостановке или аннулировании лицензий;
  4. Могут самостоятельно или по поручению МинФин РФ проводить проверки качества работы аудиторских фирм или индивидуальных аудиторов, являющихся членами данного объединения;
  5. Могут по итогам данных проверок применять к виновному меры воздействий или ходатайствовать перед Министерством Финансов РФ о применении таких мер.


Правовую основу аудиторской деятельности в РФ составляет совокупность нормативно-правовых актов различных уровней:

  1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" - это основной закон прямого действия, определяющий правовые и нормативные основы регулирования аудиторской деятельности. Также сюда относятся: "Гражданский кодекс РФ", "Налоговый кодекс РФ", Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другие акты;
  2. Распоряжения и указы президента РФ, постановления правительства РФ, приказы и разъяснения МинФин РФ. Пример: постановления правительства РФ №80 2002г. "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ", постановление правительства РФ №190 2002г. "О лицензировании аудиторской деятельности", приказ министерства финансов РФ №64Н 1999г. "О порядке представления отчета аудиторами и аудиторскими организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности";
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Их основное назначение - это установление норм и правил аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего Арбитражным судом.

  4. Они содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения, а также определяют критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки;

  5. Методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторских проверок, применительно к конкретным отраслям хозяйства, отдельным вопросам налогообложения, финансам. Также сюда относят правила (стандарты) аудиторской деятельности профессиональных аудиторских объединений;
  6. Документы, содержащие сведения по применению стандартов.