ZuboLom.ru

Документальные методы получения аудиторских доказательств

Аудиторское доказательство - это информация, полученная аудитором при проведении проверки и результат ее анализа.

К ним относится: первичные учетные документы и бухгалтерские записи, письменные разъяснения аудируемого лица, а также информация, полученная от третьих лиц.

Их получают в результате проведения тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.


К основным документальным методам получения аудиторских доказательств относятся:

  1. Формальная проверка документов. Включает в себя проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты и правильности заполнения их реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей;
  2. Арифметическая проверка. Включает в себя проверку правильности проставленных в документах цен, приведенных накидок, скидок, наценок, процентных вычислений и таксировок, подсчетов итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов;
  3. Экспертная проверка. Дополняя формальную и арифметическую, направлена на выявление в документах подделок. Таких как дописка текста, букв, цифр, зачеркивание, частичное или полное удаление написанного текста, цифровых записей, подделывание подписей и т.д;
  4. Логическая проверка. Путем сопоставления хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями позволяет выявить сокрытие хищений, приписок выполненного объема работа и другие злоупотребления;
  5. Нормативно-правовая проверка. Устанавливается в соотношении с совершенной хозяйственной операцией, действующим законом, правилом, требованием устава или учредительных документов. Устанавливаются отклонения от утвержденных норм, смет, лимитов и т.д;
  6. Экономическая проверка. Выясняется экономическая целесообразность совершенной хозяйственной операции, ее обоснованность источниками финансирования, плановыми расчетами, также изучаются полученные от нее результаты;
  7. Встречная проверка. Изучается достоверность хозяйственных операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, которые относятся к одним и тем же взаимосвязанным операциям;
  8. Контрольное сличение. Проверяется равенство остатков на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом на конец проверяемого периода. Остатки, как правило, базируются на данных инвентарных описей;
  9. Обратная калькуляция. Используются для проверки размеров необоснованного списания сырья на производство при выпуске определенного вида продукции;
  10. Проверка документов по данным корреспондентских счетов. Выявляет документы, по которым совершены незаконные или нецелесообразные операции;
  11. Аналитическая проверка отчетности и баланса. Изучает обоснованность показателей отчетности и баланса данных аналитического и синтетического счета.